Проблема терроризма волнует сегодня каждого человека, независимо от того, в какой стране он живет, коснулась ли трагедия его родных и близких или нет. Терроризм приносит боль утраты, возмущение, слезы, но одновременно он заставляет каждого задуматься о причинах происходящего, о том, что мы способны сделать в сложившейся ситуации.
Терроризм, как в прошлом, так и в настоящем, выражается в преступлениях против всеобщей безопасности (взрывах, захватах заложников, убийствах), причем эти акции насилия направлены именно против мирных граждан с параллельным выдвижением конкретных требований террористов. С конца 60-х годов терроризм приобрел поистине угрожающие масштабы. Вместе с тем, что количество террористических актов постоянно увеличивается, они становятся все более жестокими и все чаще объектом их становятся люди (1). Что заставляет людей совершать такие чудовищные акты насилия, как 11 сентября 2001 года, взрывы домов в Москве, расправа над детьми в Беслане, теракты в Испании, на Ближнем Востоке? Поняв черты, мотивы терроризма и внутренние причины этого явления, можно нащупать самые эффективные пути профилактики терроризма. Известно, что борьба с нежелательным явлением обходится государству гораздо дороже, чем профилактика.
Первое, что бросается в глаза, — это признак организованного насилия. Террористы стремятся достичь различных целей методом организованного насилия (1). Терроризм в этом смысле — не разрозненные хаотичные проявления человеческой ненависти. Это организованная преступность, бронированная самыми разными политическими, религиозными или национальными оправданиями.
Во-вторых, терроризм — не народное движение. В осуществлении теракта участвует небольшая группа людей, оторванная от народа (1). Палестинская террористическая группировка ХАМАС с этим утверждением явно не согласна. Ее духовный лидер, ныне покойный шейх Ахмед Ясин, оправдывал нападения, совершаемые его сторонниками тем, что это якобы просто местные жители, борющиеся за освобождение своей земли. Главный аргумент шейха Ясина очень прост: если твоя цель справедлива, то ты можешь пользоваться любыми доступными методами. Другими словами: цель оправдывает средства (2).
В-третьих, террористические акции, как правило, направлены против гражданского населения. Террористическая борьба подразумевает тотальную виновность всех, уже в силу их принадлежности к тому или иному обществу, национальности, религии и т.д. ХАМАС считает, что все евреи, поселившиеся на палестинских территориях, — это мишени; они должны быть убиты. Более того, в террористической акции, как правило, жертвами преступления становятся совершенно случайные люди, а не органы власти, от которых зависит принятие какого-либо решения. (1).
Яркой иллюстрацией здесь может стать Жанна Д’Арк. Вроде бы боролась за национальную и политическую независимость Франции, вела боевые действия, и даже люди гибли. Но мирные жители не становились мишенью борьбы «Орлеанской девы». Террористка-смертница же в отличие от Жанны Д’Арк нацелена именно на ни в чем неповинных людей. Уже только из-за этого терроризм никогда не найдет ни национальной, ни международной поддержки.
Не в пример терроризму, война как освободительное движение ведется в соответствии с международными соглашениями о неприменении насилия по отношению к гражданским лицам, детям, женщинам, старикам, раненым и сдавшимся в плен военнослужащим. Более того, к середине XX вв. весь мир пошел дальше Жанны Д’Арк и договорился о неприменении военных действий для решения конфликтов между странами. Все государства призываются решать свои споры через международный третейский суд, а ненасильственная борьба уже давно стала свидетельством толерантности и мудрости как отдельных политиков, так и организаций и стран. Путь ненасилия проторил в свое время великий индийский герой и лидер Махатма Ганди, добившись независимости Индии от колониальной зависимости Англии без кровопролития и непрекращающейся вражды.
Террористическая акция, помимо причинения ущерба, рассчитана на определенный эффект: посеять страх, создать угрозу, поселить страх в душах людей (1). Зачем это нужно? Судите сами: не секрет, что власть сильно зависит от выборов и, следовательно, от общественного мнения. Сформировать общественное мнение можно с помощью мощных СМИ, падких на «террористические сенсации». А если учесть то, что люди в большинстве стран отвыкли от политического насилия и боятся его, то самым ходовым и эффективным методом террора естественно будет насилие с обязательной демонстрацией катастрофических результатов посредством СМИ.
Когда-то считалось, что предпосылкой современного терроризма служат кризисные явления. Но сегодня такое утверждение не отражает действительности. Несомненно, заметное снижение жизненного уровня в некоторых регионах мира вызывает к жизни такие факторы, как злоба, зависть, ностальгия по прошлому и т. п (3). Поэтому исполнителями терактов, как правило, являются озлобленные люди. Их легче настроить на войну, убедить, разозлить, и, в конце концов, легче нанять…
Однако мотивы терроризма могут быть разными.
Политико-идеологические мотивы объединяют самую большую группу террористов. Это может быть терроризм государственный. Некоторые террористические группы преднамеренно используются правительствами различных государств в качестве дешевого способа ведения войны. (4). Политико-идеологическими мотивами руководствуются как экстремистские группы радикально левых, стремящихся уничтожить капитализм, так и группы радикально правых, ставящих задачу борьбы с демократическими правительствами для замены их фашистскими государствами (4). К политико-идеологическим относятся национальные мотивы с целью формирования отдельного государства для своего народа (4), а также мотивы религиозные. Религиозно настроенные террористические группировки хотят добиться немедленных и кардинальных перемен, часто на глобальном уровне. Поскольку борьба идет против всемирного «модернизма», демократии и демократических прав (например, равенства полов, светского образования и т.д.), масштаб их нападений часто гораздо больше, чем у «националистов» или экстремистов. Их враги — все, кто не является членом их конфессии. В эту категорию террористов входит, например, «Аль-Каида» Усамы бен Ладена (4).
Корыстные мотивы терроризма стоят за любым терактом, какие бы требования террористами ни предъявлялись. К сожалению, стремление разбогатеть в обход существующего порядка позволяет людям с легкостью распоряжаться судьбами людей и не чуждаться принципа «все продается — все покупается». Не секрет, что каждый теракт — спланированное и оплаченное преступление, на котором наживаются конкретные люди, будь то исполнители теракта или их пособники.
Эмоциональные и психопатологические мотивы — красная нить большинства терактов. Корни терроризма могут лежать в истории взаимоотношений врагов и взаимных обид. В таком случае террористы могут быть мотивированы исторической (во многих поколениях), религиозной или национальной обидой. Пока эта обида не пройдет, терроризм будет иметь место, какую бы силу против него ни применяли. С другой стороны, как показывают исследования, потенциальные «террористы» в большей степени тяготеют к идеалу «беззаботного человека», не связанного хоть какой-нибудь серьезной ответственностью (у них почти в три раза ниже ориентация на семью и бытовое устройство, обзаведение собственностью, чем у нормальных людей). Это люди с ослабленным чувством жалости и способности прощать людей. При этом все они убеждены в абсолютной, высшей и единственной истине. Отсюда фанатизм и готовность утверждать «свою» истину любыми средствами (3).
Какими бы ни были мотивы, терроризм, в основе своей, есть нравственно-мировоззренческая проблема, потому что никакая «высшая» цель или жестокая обида не могут служить оправданием убийству ни в чем неповинных людей. Истинные же, внутренние причины терроризма, скорее всего, заключаются в крайнем эгоизме и низкой самооценке заказчиков и исполнителей терактов. Прибавьте к этому отсутствие общечеловеческих и духовных ценностей, а также отсутствие навыков бесконфликтного общения и решения конфликтов, и внутренний облик террориста становится наиболее реальным.
Вот мы и подошли к вопросу о том, что делать. Несомненно, уже весь мир понял, что нельзя терпеть нападения на мирных жителей. (2). Поэтому терроризм жестко преследуется и наказывается. Террористов, чаще всего, ликвидируют на месте. Любые же действия государства, направленные против террористов, не могут трактоваться как террор (5). Однако только силовых методов мало для того, чтобы решить проблему терроризма раз и навсегда. Даже при хорошо организованной разведке, при владении лучшими методами борьбы с терроризмом, именно воспитание нравственной личности является самым эффективным средством профилактики терроризма.
Это станет очевидным, если обратить внимание на особенности нравственно-этической обстановки в России. Следующие данные были получены в результате исследования, проведенного под руководством А.А. Козлова, в НИИ конкретных социологических исследований Санкт-Петербургского университета. Во время опросов молодых людей (школьников и студентов) высоким оказался процент тех, кто выразил хотя бы умозрительную готовность принять участие в тех или иных насильственных действиях: в «терроризме» (кавычки указывают, что мы имеем дело лишь с вербальной заявкой на совершение этих действий) — от 5,9 % у респондентов из числа школьников, до 20,8 % среди курсантов; в уличных беспорядках или погромах — от 6,1 % у учащихся ПТУ, до 10,4% у курсантов (3).
Вот еще довольно убедительная статистика: официально в России насчитывается сегодня 50 тысяч скинхедов — это на 20% больше, чем в 2001 году. Известны и примеры их «деятельности»: три русских подростка, арестованных в Воронеже, признались в том, что в феврале 2003 г. они насмерть забили африканского студента. В 2004 году в Санкт-Петербурге от ножевых ударов скинхедов скончалась 9-летняя таджикская девочка. В сентябре 2003 года группа скинхедов забила до смерти железными прутами двух цыганских девочек из Таджикистана (в возрасте 5 и 6 лет). Один из задержанных подростков пояснил, что хотел «очистить страну от цыган».
Получается, что терроризм — следствие не национальных, политических или религиозных ошибок и перегибов. Это проблема весьма невысокого уровня нравственно-этического развития, которая одинаково актуальна как в Чечне, так и в Москве и в Санкт-Петербурге. А, значит, профилактику терроризма лучше всего начинать с себя.
В этом смысле задача государства — обратить внимание на нравственно-этическую ситуацию в среде молодежи, а в сфере образования ввести курсы нравственно-этического воспитания для детей, учителей и родителей. Нас же нынешняя ситуация лишь подстегивает все-таки отвечать требованиям современной эпохи: становиться зрелой личностью, владеющей навыками толерантных отношений и политики, а также с гражданских позиций вкладываться в социально-экономическое развитие страны.
Почему задача нравственного становления личности может сыграть не последнюю роль в деле профилактики терроризма? Фундаментальным качеством нравственного человека является способность любить и прощать. Конструктивные и бескорыстные люди, если не были, то будут в цене, потому что они не проявляют по отношению к другим агрессию, но при этом всегда готовы взять ответственность на себя. Например, имя Леонида Рошаля на устах у всех, и это не случайно. Наверное, непросто выходить на контакт с террористами, освобождая заложников, рискуя своей жизнью, а потом, спустя лишь пару лет, повторить свой подвиг.
Зрелый человек строит толерантные отношения с другими людьми, т.е. отношения, свободные от предрассудков, умеет решать конфликты и отказывается от насилия в любом споре. Зрелый человек принимает других людей такими, какие они есть, независимо от степени различий.
Как будущим лидерам нашей страны, молодым людям важно понимать такую вещь: чтобы теракты не имели места, политика государства должна быть мудрой и толерантной, предусматривающей последствия на будущее. Толерантный лидер не станет унижать и игнорировать интересы независимых государств, конфессий, а также народов, вместе проживающих на территории одного государства. Толерантная политика будет предусматривать социальные, экономические, культурные интересы всех: как центра страны, так и ее окраин.
Профессиональный рост каждого с целью социально-экономического развития страны тоже чрезвычайно эффективен в деле профилактики терроризма. В любой стране высоко ценятся профессионалы, цвет нации, которые по-настоящему меняют судьбу и статус страны. Учиться и работать ради процветания страны — лучшее, что может сделать настоящий гражданин. И, наоборот, было бы странно из гражданских побуждений взять в руки автомат и устроить бойню в школе, называя себя при этом патриотом и освободителем родной земли. К счастью, ни одна отчизна такими подвигами не гордится.
Развитие способности к толерантности и гражданственности — ключ не только к личному успеху, но и миру и безопасности страны. Профилактика терроризма с таких позиций требует много времени и всеобщих усилий, но она обязательно принесет свои плоды.
Автор: Марина Жучкова
Источники
- Антитеррор / история борьбы с терроризмом в мире (www.alphagroup.ru, www.guardantiterror.ru)
- Общественный антитеррористический центр Московской области/ Аналитические статьи / www.terrora.net
- О причинах терроризма
- NEWSru.com (Тема Дня/ Справка/ 3 марта 2004 г./ Современный терроризм: история, теория и практика)
- www.padchin.narod.ru